Мировой рынок природного газа: состояние и потенциал развития

Владимир Варнавский

В течение последних десятилетий роль и значение природного газа в энергобалансе мировой экономики постоянно возрастает, что обусловлено как его высокой эффективностью в качестве энергетического ресурса и сырья для промышленности, так и повышенной в сравнении с нефтью и углем экологичностью. Эта тенденция продолжится и в будущем, а возможно, даже усилится за счет удешевления технологий сжижения природного газа и строительства новых магистральных газопроводов.

Запасы

Мировые запасы природного газа по состоянию на конец 2008 г. составляли 185 трлн м3. За десять лет, с 1998 г., они увеличились в 1,25 раза. А за 2008 г. их прирост по отношению к предыдущему году составил 8 трлн м3 или 4,5%[1].

Лидерами по запасам природного газа являются Россия (43,3 трлн м3), Иран (29,6 трлн м3) и Катар (25,5 трлн м3). В сумме эти три страны контролируют более 50% мировых запасов этого энергетического и минерального сырья. Далее в рейтинге стран по запасам природного газа идут Саудовская Аравия, Туркменистан, Объединенные Арабские Эмираты, США, Венесуэла. Но даже в совокупности эти страны значительно уступают России  ̶ они располагают 33,5 трлн м3 природного газа или 18,1% его мировых запасов.

За последние 10 лет наибольший прирост запасов был достигнут на Ближнем и Среднем Востоке – увеличение в 1,43 раза, в Африке – 1,36 раза и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) – 1,35 раза.

Таким образом, крупнейшие запасы природного газа в мире сосредоточены в настоящее время в России, а также на Ближнем и Среднем Востоке. В то же время в нашей стране за последние 10 лет запасы сократились на 0,2 трлн м3 из-за хронического недофинансирования геологоразведочных работ и растущей добычи.

Добыча

Несмотря на начавшийся экономический и финансовый кризис в 2008 г. мировая добыча природного газа достигла рекордного значения  ̶ 3,1 трлн м3, увеличившись по сравнению с 2007 г. на 3,8%. По этому показателю, как и по запасам, лидирует Россия – 601,7 млрд м3. На втором месте идут США – 582,2 млрд м3. В сумме на эти две страны приходится более 38% мировой добычи природного газа. В первую десятку газодобывающих стран также входят Канада, Иран, Норвегия, Алжир, Саудовская Аравия, Катар, Великобритания и Нидерланды.

Наибольший прирост добычи за последний год наблюдался в Азербайджане (50,4%), Бразилии (22,7%), Катаре (21,2%) при среднемировом приросте 3,8%. В России все последние годы добыча природного газа увеличивалась на 1 ̶ 2% в год.

Обеспеченность природным газом (понимаемая как деление запасов на объем добычи) наиболее высока в странах Ближнего и Среднего Востока  ̶ около 200 лет. В наименьшей степени обеспечены этими развитые страны, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития – на 15 лет, в том числе США – на 11,6 лет. Для России этот показатель составляет чуть более 70 лет.

Таким образом, мировыми лидерами по добыче газа являются Россия и США. В то же время у них существуют и наиболее серьезные проблемы с перспективой добычи природного газа. США имеет крайне низкую обеспеченность этим углеводородным ресурсом, а Россия стоит перед необходимостью привлечения крупных инвестиций в разработку новых месторождений (в первую очередь на континентальном шельфе), для которых характерна высокая себестоимость добычи, и, следовательно, крайне низкая рентабельность. Ясно, что в США добыча постепенно вступит в фазу стагнации, а затем начнет падать. А в России, несмотря на имеющиеся огромные запасы природного газа, его добыча будет расти и далее медленными темпами.

В то же время мировая добыча природного газа последнее десятилетие увеличивается высокими темпами со средним приростом в 3–4% в год. Эта тенденция будет, по-видимому, продолжаться и в перспективе. Наиболее значительного пополнения мирового рынка природного газа следует ожидать за счет роста его добычи и экспорта из стран Ближнего и Среднего Востока и Африки, во-первых, вследствие их высокой обеспеченности этим углеводородным сырьем, во-вторых, по причине близкого расположения к основным рынкам сбыта, и, в-третьих, из-за относительно низкой себестоимости. Плавный рост добычи природного газа будет иметь место в будущем также в АТР и в Южной Америке.

Потребление

За последние 20 лет доля природного газа в мировом энергетическом балансе выросла с 19 до 24%. По прогно­зам ряда экспертов, она будет и далее постепенно возрастать до 26–28% к 2020 г. и 30% к 2050 г.

Масштабы и структура потребления энергетических ресурсов в мировой экономике со временем претерпевают значительные изменения под влиянием спроса и предло­жения.

За период 1998–2008 гг. мировое потребление природного газа выросло на 33%. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. прирост составил 2,5%. Экологичность, экономичность и технологичность этого энергоресурса и сырья обуславливают высокие темпы роста спроса на него и в будущем. По различным оценкам темпы увеличения его потребления в целом по миру и далее составят 2,5–3% в год.

Среди факторов спроса на природный газ определяющими являются темпы развития мировой экономики и ее энергоемких отраслей – электроэнергетики, химической промышленности, металлургической промышленности и некоторых других. Также на спрос влияет потребление сферы услуг, общественного сектора и домашних хозяйств. В этих сегментах экономики наблюдается разнонаправленное воздействие многих факторов. С одной стороны, новые энергосберегающие технологии и товары, появляющиеся на рынке, понижают спрос на природный газ, а с другой стороны, увеличение энерговооруженности сферы услуг, общественного сектора и домашних хозяйств ведет к его росту.

Структурные сдвиги в потреблении энергоресурсов в направлении увеличении доли природного газа также связаны и с изменениями в предложении энергоресурсов. Наряду с традиционными энергоносителями (нефть, газ, уголь) последние годы на рынке появился широкий спектр нетрадиционных видов энергии типа горючего газа, извлекаемых угольных пластов, малопроницаемых песков, сланцев.

Транспортировка

Газотранспортные системы представляют собой важную часть отрасли и мировых рынков природного газа. Россия является крупнейшим в мире поставщиком природного газа другим странам по трубопроводам. В 2008 г. страна направила по трубопроводам в Европу 154,4 млрд м3. На втором месте по данному показателю находится Канада – 103,2 млрд м3 (поставка в США).

Из приведенных цифр ясно, что наиболее крупные международные газотранспортные системы сосредоточены в Европе и странах СНГ, а также в Северной Америке. Сравнительно мелкие сети международной транспортировки природного газа находятся в Юго-Восточной Азии. В иных регионах мира (Северо-Восточная Азия, Ближний и Средний Восток, Северная Африка и др.) газопроводные сети функционируют в основном на национальном уровне и не носят международного характера.

Сжиженный природный газ

Некоторые отечественные и зарубежные исследователи считают, что зарождается новый глобальный энергетический бизнес, связанный со сжиженным природным газом (СПГ). В самом деле, мировая торговля этим видом энергетического ресурса возрастает высокими темпами последние десятилетия, но говорить о достижении в скором времени создания полноценного фьючерсного рынка этого продукта, аналогичного мировому нефтяному рынку, пока рано. Многое в этом вопросе будет определяться тенденциями развития мировой электроэнергетики – главного промышленного потребителя природного газа.

В 2008 г. импорт СПГ составил 227 млн т, причем почти половина этого объема (92 млн т) приходится на Японию, а еще 37 млн т – на Республику Корею.

В феврале 2009 г. на Сахалине начал работу первый в стране завод по сжижению природного газа. Почти 2/3 вырабатываемого газа (65%) будет поставляться в Японию, 20%  ̶ на западное побережье Северной Америки, а остальное  ̶ в Южную Корею. Проектная мощность завода составляет 9,6 млн тонн сжиженного газа, что является эквивалентом 14 миллиардам кубометров газа, идущего по трубе. На такие объемы производства предприятие планирует выйти в 2010 г. После выхода завода на проектную мощность доля России на мировом рынке СПГ составит 5%.

Международные газотранспортные системы (МГС)

Наиболее разветвленную сеть международных газопроводов в мире имеют страны Европейского Союза, СНГ и США. При этом из всех регионов мира МГС наибольшее значение играют в  Европейском Союзе, по существу, обеспечивая его энергобезопасность. Роль России здесь является ключевой, поскольку доля российского природного газа в общем объеме потребления ЕС достигает 25%, а в объеме его импорта  ̶  44%.

Импорт природного газа в Европе имеет три четко выраженных направления: север (Норвегия, Нидерланды, Великобритания), юг (Алжир, Ливия) и восток (Россия). В перспективе будет активно развиваться также юго-восточное направление транспортировки газа из Ирана, России и других стран Каспийского региона.

Последние годы основные усилия Евросоюза в целом и отдельных его стран направлены на диверсификацию маршрутов поставки природного газа.

Развитие газотранспортной инфраструктуры ЕС осуществляется в соответствии с долгосрочной Европейской программой создания трансъевропейских сетей транспорта, телекоммуникаций и энергетических инфраструктур (Trans-European networks of transport, telecommunications and energy infrastructures  ̶  TENs)[2]. Этой программе придается особое значение, так как она рассматривается руководством ЕС в качестве важнейшего инструмента стратегического развития, укрепления европейской безопасности и интеграции регионов Союза в единое экономическое и политическое пространство.

Идея сетей была выдвинута в начале 1990-х в документах ЕС. Маастрихтский договор 1993 г. сформулировал цель и задачи создания и развития TENs. В 1996 г. Совет и Европейский парламент одобрили руководящие принципы TENs. Окончательно Трансъевропейские сети были институированы как одно из направлений (программ) Европейского союза в контексте политики «Европейской перспективы пространственного развития» (European Spatial Development Perspective), окончательный вариант которой принят членами ЕС в Потсдаме 10 ̶11 мая 1999 года. Общая потребность в инвестициях для реализации TENs оценивалась вначале в 400 млрд евро[3]. Сейчас оценки требуемого объема инвестиций возросли до 900 млрд евро[4].

Трансъевропейские энергетические сети

В последние годы наблюдается тенденция к активизации интеграционных процессов в энергетической сфере по программе TENs. Европейский Союз приступил к формированию единого инфраструктурного пространства в этой сфере. Речь идет о создании связанных сетей электроснабжения (пока региональных, а в последующем, возможно, и в рамках всего Союза), систем газопроводов и развития инфраструктуры сжиженного природного газа. В этой связи Европейская комиссия и Европейский Совет приняли ряд мер.

Во-первых, были разработаны Руководящие принципы для Трансъевропейских энергетических сетей (Guidelines for trans-European energy networks)[5]. В них Европейская комиссия выделила 314 проектов инфраструктуры («проекты общего европейского интереса»), реализация которых признается первостепенной задачей Союза и должна быть ускорена. В их составе обозначены 42 первоочередных проекта, которые являются международными или могут иметь существенное воздействие на межгосударственные отношения ввиду того, что их завершение обеспечит ввод мощностей по передаче электроэнергии или энергетических ресурсов (газа) другим странам.

Во-вторых, ЕС ввел правила гарантирования подключения к электрическим сетям и поставок газа между государствами-членами Союза, обеспечивая тем самым более устойчивый инвестиционный климат (директивы по безопасности поставок электроэнергии и инвестиций в инфраструктуру[6] поставок газа[7]).

В-третьих, в июне 2006 г. Европейский Совет призвал оказывать активную поддержку проектам инфраструктуры, прошедшим экологическую экспертизу, которые нацелены на открытие новых маршрутов поставки энергетических ресурсов. На своем заседании 14 ̶ 15 декабря 2006 г. Европейский Совет выдвинул на первый план важность создания интегрированного, прозрачного и справедливого внутреннего энергетического рынка с согласованными правилами.

Для реализации этих мер был разработан соответствующий план. Основные инфраструктурные проекты ЕС в газовой сфере по этому плану представлены в табл. 1.

Таблица 1.

Основные инвестиционные проекты в газовой сфере ЕС

Природный газ СПГ
-     Газопровод NABUCCO

-     Газопровод GALSI, связывающий Алжир и Италию через Сардинию и Toscani, с ответвлением к Франции через Корсику

-     Газопровод Швеция  ̶  Дания  ̶ Германия

-     Распределительные сети между Германией, Нидерландами, Бельгией и Великобританией

Завершение строительства терминалов для перевозки СПГ (происходит с существенными задержками)

Источник: Priority Interconnection Plan. Brussels, 23.2.2007. COM(2006) 846 final/2. Р. 10,11.

Руководство ЕС идет по пути планомерного создания единой системы газоснабжения Союза. По существу, оно строит аналог того, что было сделано и успешно функционировало в СССР, но только для специфических условий рыночной экономики, когда конкуренция допускается в ранее монопольные отрасли.

Влияние кризиса

Мировой финансовый и экономический кризис 2008 ̶ 2009 гг. поразил все отрасли и сферы экономики, оказал серьезное негативное воздействие на международные финансы и фондовые рынки, промышленное производство и мировую торговлю, сферу услуг и виртуальную экономику. Он повлиял на мировую энергетику, ее отдельные отрасли и инвестиционные процессы в них. Но воздействие это не было таким однозначным и однонаправленным, как в других отраслях мирового хозяйства. Энергетика, особенно ее инфраструктурные, сетевые сегменты оказались более устойчивыми к кризису, чем другие отрасли экономики.

Инвестиции в мировую энергетику начали снижаться во второй половине 2008 г., когда экономический и финансовый кризис набрал скорость и захватил практически все развитые и развивающиеся страны.

При всем многообразии причин кризиса можно выделить по одному главному фактору в разных энергетических отраслях. В нефтяной и газовой промышленности доминирующей причиной трудностей стало сокращение потока поступления наличных средств на счета энергетических компаний из-за падавшей во второй половине 2008-начале 2009 гг. цены на нефть. В электроэнергетике  ̶  уменьшение спроса вследствие экономического спада. А в угольной промышленности – перепроизводство угля.

Воздействие кризиса по секторам энергетики имеет также свои особенности. В нефтяной и газовой отраслях наблюдается сокращение инвестиций, задержка в темпах осуществления и отмена проектов. По оценке Международного энергетического агентства (МЭА), инвестиционные бюджеты нефтегазовых компаний к маю 2009 г. были сокращены приблизительно на 21% по сравнению с соответствующим периодом 2008 г.[8] В абсолютных цифрах это составляет почти 100 млрд долл.

По данным МЭА, в мире за период с октября 2008 г. по май 2009 г. более чем 20 запланированных ранее крупномасштабных нефтегазовых проекта по разведке, добыче и транспортировке стоимостью более 170 млрд долл. и объемом добычи приблизительно 2 млн баррелей нефти и 1 млрд м3 газа в день были отложены на неопределенный срок[9]. Еще 35 проектов с объемами производства 4,2 млн баррелей нефти и 2,3 млрд м3 газа в день были отложены на срок до 18 месяцев. Наибольшие трудности испытывали компании на месторождениях с относительно высокой себестоимостью извлечения нефти и газа, а также мелкие и средние предприятия отрасли.

Однако появление задержек при выполнении инвестиционных контрактов объясняется не столько кризисом, сколько сложностью природы гражданско-правовых отношений на объектах энергетической инфраструктуры, когда собственником этих объектов выступает один субъект экономических отношений  ̶  государство, а инвестором другой – частный сектор. Громоздкость таких проектов государственно-частного партнерства (ГЧП), большие инвестиционные затраты, высокие сроки окупаемости вложенных средств, сложные схемы мобилизации финансовых ресурсов с подключением различных институциональных инвесторов, другие объективные факторы предопределяют тот факт, что доля пересматриваемых контрактов и трудности с их выполнением будут значительными и далее.

В то же время крупные, дорогостоящие энергетические проекты трудно не только запустить, но и остановить. До принятия решения об их начале проводятся разнообразные финансово емкие исследования. Технико-экономические обоснования и проектно-сметная документация также стоят больших денег. Много времени, сил и средств занимает разработка бизнес-моделей и финансовых схем, учреждение специальной компании проектного финансирования, привлечение инвесторов. Строительство длится годы, а возврат инвестиций – десятилетия. Но если принято решение о начале проекта, в него вложены деньги, он имеет важное экономическое, политическое, стратегическое значение (а именно такими являются проекты в сфере природного газа), то и остановить его также трудно без существенных экономических, финансовых, социально-политических и иных последствий для государства, бизнеса и общества.


[1] BP Statistical Review of World Energy, June 2009.

[2] Trans-European Transport Network. 1998 Report on the Implementation of the Guidelines and Priorities for the Future //  Brussels: European Commission, 1998.

[3] Roll M., Verbeke A. Financing of the trans-European high-speed rail networks: new forms of public-private partnerships // Europ. management journal, 1998 . — Vol. 16, N 6. — P. 706-713.

[4] EIB financing of the Trans-European Networks. EIB. 10.03.2009. P. 8.

[5] Decision No 1364/2006/EC (OJ L 262, 22.9.2006, p. 1).

[6] Directive 2005/89/EC (OJ L 33, 4.2.2006, p. 22).

[7] Council Directive 2004/67/EC (OJ L 127, 29.4.200, p. 92).

[8] The Impact of the Financial and Economic Crisis on Global Energy Investment. IEA. 2009, р. 3.

[9] The Impact of the Financial and Economic Crisis on Global Energy Investment. IEA. 2009, р. 3.

Оставьте Ваш комментарий о статье


Ваш комментарий


Аналитические записки

Сборник «Аналитические записки», приложение к журналу «Международная жизнь», предлагает читателю анализ ситуации в России и мире.

добавить на Яндекс



  наверх