Косово и ислам

Петр Искендеров

Проблема распространения на Балканах мусульманства никогда не существовала в чисто религиозном виде, — в ней переплелись этнические, геополитические, культурные, социально-экономические мотивы. Приход на Балканы в XIV-XV веках Османской империи дал толчок процессу исламизации региона. Однако формы и содержание этого процесса определялись в основном местными условиям, а также тем, что исламизация осуществлялась насильственными методами, в корне изменившими всю социальную и этно-конфессиональную картину на Балканах. Как справедливо отмечает один из ведущих сербских историков профессор Института истории сербской Академии наук и искусств Славенко Терзич, османское иго нанесло сильнейший удар по богатому наследию христианских народов Балкан. Их политическая, социальная и культурная элита была ликвидирована, средневековые города, православные церкви и другие культурные памятники подверглись уничтожению. Трагизм ситуации усиливался тем, что приход на Балканы Османской империи означал соприкосновение балканских народов не с высокими достижениями арабской мусульманской цивилизации, а с военизированной ветвью ислама.
Именно в период Османского ига на Балканах сложились две этно-конфессиональные группы, которые уже в конце XIX века начали оказывать все возрастающее воздействие на местные процессы, «выдавливая» православный элемент за границы его традиционного ареала. Речь идет о боснийских мусульманах и косовских албанцах.
Обе общности во многом явились творением «архитекторов» из Вены и Константинополя. Составившим ядро боснийских мусульман сербам-потурченцам была отведена роль сдерживающей силы на пути попыток Сербии вернуть под свой контроль исконные сербские провинции Боснию и Герцеговину. Сначала эти провинции были оккупированы турками-османами, а затем де-факто в 1878 году и де-юре в 1908 году вошли в состав монархии Габсбургов.
Что же касается косовских албанцев, то одним из главных источников формирования этой общности стал проходивший вплоть до конца XIX века процесс омусульманивания сербского населения в районах со смешанным сербо-албанским населением. Особенно активно он развивался в тех районах, где сербский элемент был разрозненным вследствие исхода славянского населения после поражений войск антитурецкой коалиции в 1690 и 1737 годах. Как отмечал в 1913 году сербский исследователь Йован Цвийич, к середине XIX века процесс омусульманивания православных сербов принял те же масштабы и тот же характер, который имели аналогичные процессы в отношении сербов-католиков районов Призрена и Джяковицы в XVII-XVIII веках. В то время о существовании албанской нации не решались всерьез говорить даже сами лидеры албанского национального движения, и статистика фиксировала принявших мусульманство сербов как турок. Но именно сербы-потурченцы в дальнейшем составили значительную часть косовско-албанского этноса, который заявил о своем существовании и своих правах в конце XIX века.
В первую очередь процесс омусульманивания затронул мужское сербское население. Еще в 1848 году переписи сербского населения сообщали, что омусульманиванию подверглось не все сербское население районов Шкодера, Белого-Поля и Нового-Пазара, однако процесс уже шел полным ходом. «Новине читалишта београдског» от 12 марта 1848 года рисуют следующую картину: «В этих районах никакие законы власти не действуют… В этих районах есть дома, в которых проживают два брата, один из которых верит в Христа, а другой – в Мухаммеда, один кланяется, а другой крестится. В некоторых домах по три брата, и все трое утверждают, что они турки, а их отец – серб, и таким образом сыновья кланяются, а отец крестится;  а когда наступает Байрам, все вместе его отмечают, отец идет в церковь, а сыновья – в мечеть. В этих местах можно встретить и такое, когда два брата-турка, живя в одном доме, имеют один жену-мусульманку, а второй – христианку, имя одной Анна, а второй – Назия». Особые масштабы процесс приращения албано-мусульманского этноса за счет сербского элемента достиг в Метохии, в окрестностях Призрена, а также к югу от Шар-Планины.
К концу XIX века – когда идеологи великоалбанского движения вплотную занялись разработкой планов территориального переустройства Балкан – новообразованный косовский этнос оказался востребованным. Правда, создать из Албании моноконфессиональное образование, к чему призывал один из тогдашних албанских лидеров крупный землевладелец Эссад-паша Топтании, не удалось. Сыграли свою роль активная католическая пропаганда Австро-Венгрии и Италии среди племен Северной Албании, а также присутствие православно-эллинского элемента в Южной Албании. В результате основной идеологией албанского национального движения стал не ислам, а «албанизм» — понимавшийся как объединение всех албанонаселенных районов Балкан в одну государственную единицу и придание ей гомогенного характера путем насильственного уничтожения или вытеснения «инородцев».
Военные успехи сербского оружия в двух Балканских и Первой мировой войнах не дали этим планам осуществиться. Однако они не были похоронены…

***
В период пребывания Косова в составе межвоенной королевской и послевоенной социалистической Югославии ислам не играл в крае существенной роли. Однако в 1990-е годы ситуация кардинально изменилась. Балканы и, прежде всего, Боснию и Герцеговину наводнили наемники и добровольцы из исламских государств Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки, а многочисленные мусульманские организации и фонды стали открывать в регионе свои филиалы и представительства.
Нередко (как в случае с псевдогуманитарным саудовским фондом «Аль-Харамейн») под прикрытием благотворительных вывесок осуществлялся набор «воинов джихада», закупалось оружие, создавались тренировочные лагеря. Одним из наиболее крупных стал лагерь в районе боснийского города Травник – сохранившийся и после того, как Дейтонское соглашение 1995 года потребовало от правительства Боснии и Герцеговины выставить всех иностранных боевиков. Что же касается Косова, то местная мусульманская община на протяжении 1990-х годов особое внимание уделяла сооружению мечетей и так называемых «теке» («духовных домов»). К 1998-1999 годам в Косове, по данным местных исламских организаций, уже функционировало порядка 560 мечетей.
В 1998 году «Международная кризисная группа» констатировала наличие тренировочных лагерей и разветвленной инфраструктуры боевиков «Армии освобождения Косова (АОК)» в приграничных северных и северо-восточных районах Албании. Деньги на их содержание, оружие и инструкторы опять-таки поступали из исламского мира, а вместе с ними среди албанцев стали активно распространяться наиболее радикальные течения  в исламе, в первую очередь ваххабизм.
Центрами ваххабизма стали вся территория Косова и район Санджака – исторической области на границе Сербии и Черногории. По данным албаноязычных СМИ Косова, к началу 2007 года в крае функционировали около 30 так называемых «школ Корана», в том числе в главных косовских городах – Приштине, Призрене, Печи и Косовской-Митровице. А в марте 2007 года в районе города Нови-Пазар (Санджак) сербская полиция обнаружила тренировочный лагерь ваххабитов, битком набитый оружием, взрывчаткой и литературой экстремистского толка. Оружие завозилось в Санджак из Албании через территорию Косова.
Активное проникновение ваххабитов в Косово началось сразу после размещения в крае миротворческих сил НАТО и вывода края из-под контроля Белграда. Главными финансистами исламских боевиков и их структур стали базирующиеся в Саудовской Аравии Комитет помощи Косову и Чечне, а также фонд «Аль-Харамейн». Захваченные сербской полицией в районе Нови-Пазара документы подтвердили, что конечной целью исламистов является создание экстремистского мусульманского государства с включением в него территории Боснии и Герцеговины, Косова и Санджака. Кроме того, по данным, имеющимся в распоряжении военного командования Сербии, с начала 2004 года исламские экстремистские группировки активизировали свою деятельность на севере Черногории и в сербской области Рашка, а в Косове и Албании открыто действуют ячейки террористической сети «Аль-Каида». Руководит этой сетью Мухаммад аз-Завахири – брат одного из приближенных Усамы бен Ладена Аймана аз-Завахири. У него установились тесные связи с лидерами террористической «Армии освобождения Косова», занимающими сейчас ключевые посты в структурах управления краем.

Пора подвести неутешительные итоги:
1) Основу нынешнего косовско-албанского этноса, требующего независимости от Сербии, составляют потомки сербов, исламизированных в период Османской империи. Такое происхождение во многом объясняет их жестокость в отношении своих бывших соплеменников, например, антисербские «этнические чистки», проводившиеся в 1990-е годы другим искусственно созданным народом – боснийскими мусульманами, являющимися по своему происхождению сербами-потурченцами.
2)На протяжении всей истории албанского национального движения религия не играла в нем столь значительной роли, как в сербском, хорватском или болгарском. Один из его идеологов Пашко Васа Шкодрани (католик, занимавший в Османской иерархии пост губернатора Ливана) заявил еще в XIX века, что «религией албанцев является албанизм».
3)В последние два десятилетия исламский фактор резко активизировался как в Косове, так и в соседних районах Балкан. Причем мусульманские идеи импортируются в регион извне, из стран исламского мира, прежде всего Саудовской Аравии, а также ОАЭ, Иордании, Кувейта и Ирана, и представляют наиболее радикальные течения. Нынешние лидеры Косова поддерживают тесные связи с «Аль-Каидой». Насаждение ваххабизма в Косове и на Балканах в целом осуществляется теми же методами, что и Чечне.
Независимому Косову, которое, по имеющейся информации, немедленно признают все страны-члены Организации Исламская Конференция (за исключением сталкивающей с серьезными межнациональными проблемами Индонезии), уготована роль ядра будущего радикального исламского государства, создаваемого на в балканско-черноморско-кавказском регионе на деньги исламского мира, албанской диаспоры, транснациональной наркомафии и  сил международного терроризма.

Оставьте Ваш комментарий о статье


Ваш комментарий


Аналитические записки

Сборник «Аналитические записки», приложение к журналу «Международная жизнь», предлагает читателю анализ ситуации в России и мире.

добавить на Яндекс



  наверх