Газпром — гарант энергетической безопасности Европы

Группа экспертов


Европейский газовый рынок с объемом годового потребления около 450 млрд. куб. м (20 % мирового потребления) является одним из трех крупнейших региональных рынков наряду с Северной Америкой (31 %) и СНГ (24 %).  При этом их внутреннее производство покрывает около 40% общей потребности в газе, а  среднегодовой темп прироста потребления природного газа за последнее десятилетие превысил 3 % по сравнению с 2,7 % за предыдущие 10 лет.
Сегодня Европа имеет сбалансированную систему поставок из 3-х основных источников и объективно заинтересована в сохранении такого баланса. Европейский газовый рынок сформирован небольшим числом крупных игроков, работающих по долгосрочным контрактам с основными производителями газа в России, Норвегии и Алжире,  имеющих значительную историю поставок. При этом за прошедшие десятилетия были сформированы понятные и прозрачные правила, обеспечивающие стабильность и разумную конкуренцию. Каждый из источников настолько важен, что его невозможно в короткие сроки заменить ни с точки зрения ресурсной базы, ни с точки зрения наличия свободных транспортных мощностей. Это — объективные реалии сегодняшнего дня.
На европейском газовом рынке ОАО «Газпром» присутствует уже почти 40 лет. За этот период в Европу поставлено более 3 трлн. куб. м российского газа, в том числе 1,4 трлн. куб. м — на рынки стран Европейского Союза. Основными рынками сбыта являются ФРГ, Италия и Турция, которая не так давно вошла в первую тройку крупнейших потребителей российского газа.
Таким образом, российский газ в настоящее время обеспечивает 26% потребления этого энергоносителя в Европе и более 40% его импорта. Поскольку самообеспеченность Европы природным газом невысока и к тому же непрерывно снижается, экспорт российского газа выступает в качестве одного из ключевых элементов газовой безопасности Европы и тем самым важнейшим фактором стабилизации мирового газового рынка.
Если вокруг первых поставок российского газа шли политические споры о целесообразности и безопасности для Западной Европы таких закупок, то сегодня у европейских потребителей не должно возникать сомнений в надежности Газпрома, который является крупнейшим в мире экспортером этого природного топлива. Более того, сегодня также очевидно, что расширение закупок российского природного газа явилось одной из существенных предпосылок, позволивших снизить энергетическую уязвимость Западной Европы, ярко проявившуюся в периоды обострения топливно-энергетических кризисов 1973-1974 гг. и 1979-1980 гг. В результате увеличения использования природного газа, большая часть прироста которого покрывалась за счет закупок в России, заметно снизилась также зависимость Западной Европы от импорта нефти.
Сотрудничество в газовой отрасли, безусловно, было взаимовыгодным процессом. Развитие топливно-энергетического комплекса России открыло обширные рынки сбыта для западных технологий и оборудования, финансовых и страховых услуг. Выручка от экспортных поставок российского газа на европейские рынки в значительной мере использовалась для закупок на Западе газоперекачивающего оборудования и труб большого диаметра для создания Единой Системы Газоснабжения (ЕСГ) России, которая развивалась параллельно с расширением географии экспорта Газпрома. ЕСГ создавалась как единый технологический комплекс, обеспечивающий непрерывный цикл подачи голубого топлива от скважины до конечного потребителя как в России, так и в Европе.
Масштабы ЕСГ России не имеют аналогов в мире. В настоящее время она обеспечивает добычу, транспорт, переработку и распределение порядка 700 млрд. куб. м газа в год, в том числе около 30 % для потребителей за пределами России. В состав ЕСГ России входят 78 газовых и газоконденсатных месторождений, в том числе такие «супергиганты», как Уренгойское и Ямбургское, с годовой добычей 150-160 млрд. куб. м газа каждое, а также новое месторождение-гигант Заполярное с добычей более 100 млрд. куб. м ежегодно. Протяженность магистральных газопроводов Газпрома достигает  155 тыс. км. В составе ЕСГ находятся 268 компрессорных станций суммарной установленной мощностью более 44,8 млн. кВт, 24 подземных хранилища газа и 6 газоперерабатывающих заводов. Не имеют аналогов не только масштабы, но и объем закупок западных технологий, оборудования и труб, которые использовались для ее создания.
В ходе взаимовыгодного сотрудничества Европа, наряду с обширным рынком сбыта, получила также надежный и проверенный временем источник поставок газа. Никакие экономические и политические изменения в России, включая сложный переходный период от государственно-плановой к рыночной экономике, не повлияли на надежность и безопасность поставок российского газа. Эта надежность базируется на балансе интересов сторон и разделении рыночных рисков между производителями и крупными оптовыми импортерами в рамках существующей системы долгосрочных контрактов.
Опыт функционирования этой системы, при которой производители несут технологические и ценовые риски, а крупные импортеры — риски отбора газа на основании обязательств «бери или плати», свидетельствует о ее надежности и жизнеспособности. Данная система была и до настоящего времени является единственным инструментом организации финансирования чрезвычайно капиталоемких и рискованных проектов по созданию мощностей добычи и транспорта газа. В то же время торговля на долгосрочной основе гарантирует импортерам и потребителям надежность и устойчивость газоснабжения и, таким образом, является важнейшим элементом энергетической безопасности Европы.
Газпром продолжает развивать отношения с традиционными покупателями, уделяя особое внимание выполнению обязательств по поставкам газа и созданию схем повышения их надежности.
Так, в 2006 году были продлены контракты на поставку природного газа в Германию (до 2035 г.), в Австрию (до 2027 г.), в Италию (до 2035 г.), во Францию (до 2030 г.), в Болгарию (до 2030 г.). Договоренности, достигнутые при этом с импортерами, создают благоприятные условия для реализации стратегии ОАО «Газпром» по выходу на рынок конечного потребителя в Италии, Франции и других странах.
В создание экспортного портфеля ОАО «Газпром» были  вложены огромные инвестиции, которые еще предстоит возместить. Эти инвестиции вложены как в создание ЕСГ России, так и в мощные системы магистральных газопроводов за ее пределами, в странах Центральной и Западной Европы.
В 70-х и 80-х годах прошлого столетия была построена система магистральных газопроводов через Украину, Словакию и Чехию, общей производительностью более 100 млрд. куб. м газа в год. Во второй половине 90-х годов и начале 21-го столетия — система газопроводов в Германии, газопровод «Ямал — Европа» через Польшу в Германию и уникальный, не имеющий аналогов в мировой истории газопровод «Голубой поток». По этой магистрали в 2006 году было поставлено 7,5 млрд. куб. м газа, а в дальнейшем, в соответствии с контрактами поставки должны составить 16 млрд. куб. м газа в год.
Кроме того, в декабре 2005 года на территории России началось строительство участка ЕСГ России, по которому природный газ будет подаваться в газопровод «Северный поток», который двумя нитками суммарной мощностью 55 млрд. куб. м в год пройдет по дну Балтийского моря. Новый газопровод позволит диверсифицировать экспортные потоки, напрямую связать газотранспортную сеть России с общеевропейской газовой сетью и впервые обеспечит поставку российского газа в Западную Европу без прохождения через территорию транзитных государств. Это поможет избежать политических и экономических рисков, связанных с транзитом газа через третьи страны, и повысит надежность экспорта российского газа. Проект пользуется политической поддержкой, как в России, так и в ЕС, где он получил статус «TEN» (транс-европейские сети).
Еще одним важным элементом повышения надежности газоснабжения европейских потребителей, а значит и укрепления энергобезопасности Европы является осуществляемое Газпромом расширение сети подземных хранилищ газа (ПХГ) в европейских странах. Газпром заключил контракт с компанией Wingas на хранение газа на крупнейшем в Европе ПХГ «Реден» мощностью 4 млрд. куб. м. Кроме того, Газпром арендует мощности подземного хранения у австрийской OMV и германской VNG, а также в целях повышения стабильности поставок газа европейским потребителям стремится быть совладельцем ПХГ за пределами России. Так, в 2005 году Газпром, RAG (Австрия) и Wingas подписали соглашение об участии в разработке ПХГ «Хайдах» в Австрии, первая очередь этого ПХГ была открыта 24 мая 2007 года.  Со швейцарской компанией Vitol был подписан контракт на хранение газа в ПХГ «Хамбли Гроув» в Великобритании в  2006 — 2011 гг. Совместно с компанией Wingas планируется осуществить проект по переоборудованию в ПХГ британского газового месторождения Saltfleetby.
Все это, несомненно, позволит повысить надежность и гибкость поставок российского газа европейским потребителям и тем самым внести дальнейший вклад в упрочение энергобезопасности Европы.
Дополнительным фактором укрепления энергобезопасности является и планируемая организация в России собственного производства и экспорта СПГ, что полностью соответствует тенденциям развития мирового газового рынка.    Начиная с сентября 2005 года Газпром осуществил первые поставки сжиженного газа в США, Великобританию, Южную Корею, Японию. Общий объем продаж СПГ составил порядка 850 млн. куб. м.
Созданные мощности по добыче и транспорту газа в комплексе с подземными хранилищами газа обеспечивают уровень экспорта Газпрома в объеме более 160 млрд. куб. м в год (не считая страны бывшего СССР). Рост экспортных обязательств компании по подписанным долгосрочным контрактам требует освоения новых районов добычи и создания новых транспортных магистралей, как в России, так и за ее пределами.
Очевидно, что инвестиции в развитие газовой инфраструктуры, особенно транспортной, рассчитанные на долгосрочную перспективу, являются чрезвычайно капиталоемкими и связаны с высокими предпринимательскими рисками. Тем немногим компаниям, которые могут осуществлять инвестиции такого масштаба и готовы нести связанные с ними риски, нужны четкие, экономически обоснованные и стабильные на протяжении длительного времени рамочные условия в энергетической политике. Только таким образом будут созданы условия для привлечения необходимых новых крупных инвестиций и предпринимательских действий, нацеленных в будущее.
В условиях глобализации, энергетическая безопасность зависит не только от поставщиков энергоносителей, но и от их потребителей. Обеспечение энергобезопасности Европы предполагает совместную ответственность и разделение рисков и преимуществ между экспортерами и импортерами. Это необходимо для создания стабильных рыночных условий, требующихся для покрытия прогнозируемого быстро растущего спроса на импортный  газ в регионе. К сожалению, некоторые инициативы по регулированию газовых рынков в Европе  в значительной мере размывают систему разделения рисков и перекладывают практически все риски, связанные с газоснабжением, на производителей и экспортеров.
Ярким примером разрозненности поставщиков и потребителей являются недавние предложения Еврокомиссии по разделению собственности на транспортный и сбытовой бизнес. Подобное разделение способствует возникновению серьезных материальных последствий и значительных рисков для системных инвесторов, к которым, безусловно, относится и Газпром.
Надежность и безопасность поставок имеют высокую рыночную ценность и в значительной степени определяют конкурентоспособность на рынке. Репутация Газпрома как надежного поставщика базируется не только на крупнейшей в мире ресурсной базе, но и на наличии надежной и диверсифицированной системы транспорта газа, как в России, так и за её пределами. Многомиллиардные инвестиции в газопровод «Ямал — Европа» и систему газопроводов в Германии обеспечили возможность маневрирования потоками газа внутри кольца Россия — Беларусь — Германия — Чехия — Словакия — Украина — Россия. Эта система создавалась как единый технологический цикл транспортировки и продаж газа с управлением из единого центра.
Разделение собственности на активы в транспорте и сбыте газа может принести серьезные рыночные риски, негативные материальные последствия для Газпрома, а также снижение надежности и безопасности поставок газа для потребителей.
Кроме того, вопрос гарантий транзита не нашел удовлетворительного решения в рамках подписанного Договора к Энергетической Хартии, и было принято решение о подготовке к подписанию дополнительного Протокола по транзиту. Длительные переговоры не принесли желаемого результата — по-прежнему остался несогласованным ряд принципиальных вопросов. В частности, Секретариат Энергетической Хартии до сих пор не занял принципиальную позицию по ряду ключевых вопросов, к которым относится, например, ситуация с поставками газа в Украину. До сих пор ни анализ, ни оценка действий Украины, страны, подписавшей и ратифицировавшей Энергетическую Хартию, и в то же время осуществлявшей без контракта и без каких-либо законных оснований отбор российского газа, предназначеного для Европы, не даны.
Между тем, гарантии транзита на долгосрочной основе и на экономически привлекательных условиях являются очень важными как для Газпрома, так и для обеспечения безопасности газоснабжения потребителей в Европе. К сожалению, отсутствие договоренностей по условиям Протокола по транзиту не способствует созданию надежной основы для расширения экспорта газа и, безусловно, будет затруднять принятие необходимых инвестиционных решений.
Еще один немаловажный вопрос — затраты на транспорт, которые  являются определяющими в себестоимости поставок природного газа на экспорт и в зависимости от рынков сбыта составляют от 70 до 90 % экспортной цены без учета налоговой составляющей. Либерализация европейского газового рынка действительно создает юридические условия для поставок газа конечным потребителям непосредственно на открытом рынке. Однако если посмотреть на транспортные тарифы внутри стран — членов ЕС для третьих пользователей, то их величина практически делает такие поставки экономически невозможными. Остается непонятным, каким образом будет меняться стоимость транспортировки, что создает серьезные риски, препятствующие организации финансирования и реализации новых инвестиционных проектов.
Как уже отмечалось, основные ресурсы газа, потребляемые на европейском рынке, находятся за его пределами, и доля таких поставок из внешних источников, по имеющимся прогнозам, возрастет с уровня более 50% в настоящее время до 70 % к 2015-2020 гг.
В этих условиях вопросы организации финансирования новых проектов становятся чрезвычайно важными с точки зрения организации надежного газоснабжения европейского континента. При этом должно быть обеспечено разумное разделение рыночных и финансовых рисков между производителями и потребителями. Должны быть найдены механизмы гарантий от возрастающих рисков, которые неизбежно влечет за собой либерализация газовых рынков Европы.
Возникает вопрос — сможет ли либерализованный европейский газовый рынок обеспечить степень надежности, которая была достигнута ранее, и при этом предоставить потребителям более высокую степень гибкости и ценовые преимущества? Конечно, это покажет время, но уже сейчас достаточно очевидно, что рыночные риски для производителей возрастают, и процесс принятия инвестиционных решений по новым промышленным проектам будет более сложным.
В сложившейся ситуации нельзя исключить, что с обострением конкуренции на европейском газовом рынке в среднесрочной и долгосрочной перспективе возникнет новый вид глобальной конкуренции между рынками сбыта.
Газпром, в свою очередь, и впредь намерен проводить политику единого экспортного канала и базировать свой экспорт преимущественно на основе долгосрочных контрактов, которые останутся основной формой работы Общества на внешнем рынке. Руководство ОАО «Газпром» убеждено, что это послужит обеспечению стабилизации европейского газового рынка, упрочению энергетической безопасности, устойчивому развитию экономики европейских стран.

Оставьте Ваш комментарий о статье


Ваш комментарий


Аналитические записки

Сборник «Аналитические записки», приложение к журналу «Международная жизнь», предлагает читателю анализ ситуации в России и мире.

добавить на Яндекс



  наверх