Россия, Запад и «Большой Ближний Восток» в ракурсе югоосетинской войны

Теги: ,

Борис Долгов

Операция российской армии по отражению грузинской агрессии в Южной Осетии 6-10 августа 2008 г. и последующее признание Россией государственной независимости Южной Осетии и Абхазии кардинальным образом изменили мировую политическую обстановку. В настоящее время подводить итоги еще рано, ибо события августа 2008 года будут иметь долгосрочные последствия. Тем не менее, наиболее очевидные результаты происшедшего можно оценить уже сейчас.
Россия в этом конфликте на Кавказе, безусловно, одержала политическую и военную победу. Вмешательство российской армии спасло население Южной Осетии от физического уничтожения. Решительные действия Москвы подняли престиж РФ и рейтинг ее политического руководства в глазах российских граждан и народов СНГ.
Совершенно очевидно, что за спиной грузинского руководства стояли США, без явного или молчаливого одобрения которых Саакашвили не решился бы на столь наглую, попирающую все международные и общечеловеческие нормы вооруженную агрессию.  Почти наверняка в случае успешного для Грузии исхода данного конфликта на территории Южной Осетии и Абхазии появились бы военные базы НАТО и такие же ракетные комплексы, нацеленные на Россию, которые сейчас разворачиваются в Польше и Чехии.
Другим, не менее опасным для России результатом такого развития событий стала бы дальнейшая дестабилизация, не без помощи режима Саакашвили и его хозяев, обстановки на российском Северном Кавказе (Дагестан, Ингушетия, Чечня, Кабардино-Балкария) и возможная цепная реакция событий по чеченскому сценарию. Тем более, что кандидат в президенты США от Республиканской партии Джон Маккейн уже призвал признать независимость Чечни и других автономных республик РФ. Вполне реальным стало бы осуществление плана Бжезинского и некоторых российских «демократов» конца 80-х – начала 90-х гг. о разделе России на 60-80 независимых государств.
Успешному отражению агрессии грузинского режима в огромной мере способствовала решительность российского руководства. «Россия исторически была и останется гарантом безопасности народов Кавказа», — заявил Дмитрий Медведев. Здесь уместно напомнить, что некоторые зарубежные обозреватели, анализируя грузинское вторжение в Южную Осетию,  предполагали, что Саакашвили и стоявшие за ним внешние силы рассчитывали на относительную неопытность нового российского президента и созданный прессой его имидж «прозападного либерала». Однако эти расчеты провалились.
Что касается чисто военных результатов 5-дневной кампании, многие эксперты отмечают их неоднозначность.
С одной стороны, российские войска достигли безусловного успеха. 58-я армия достаточно быстро и оперативно вошла в Цхинвал, ее бронетанковые соединения при массированной поддержке артиллерии и авиации успешно провели войсковую операцию по разгрому грузинских войск. При этом отмечается  высокий профессионализм действий российского военного командования, успешные действия Черноморского флота и российского спецназа, подорвавших в порту города Поти 13 грузинских ракетных катеров. Грузинская армия была разгромлена, понесла значительные потери и оказалась неспособной вести боевые действия. Военный потенциал Грузии в значительной мере уничтожен.
С другой стороны, те же эксперты называют российскую военную операцию «войной вчерашнего дня». Российская армия воевала тем же вооружением, которое использовалось во время афганской и чеченских войн: танки, БМП, БТР, артиллерия, средства связи были, в основном, старого советского производства 70-80-х гг. Не было ни современных боевых информационных систем, в том числе системы навигации «Глонасс», ни тепловизоров, ни беспилотников, без которых не обходится ни одна современная армия, ни новейших танков, артиллерийских систем, авиации. Для сравнения: армия США за последние 20 лет приняла на вооружение более 500 новейших образцов техники и вооружения, были отработаны новые способы ведения боевых действий с применением самых современных достижений американского ВПК. Отсутствие новых систем вооружений в армии — это уже реальная проблема, затрагивающая национальную безопасность. Если в самое ближайшее время она не будет, наконец, решена, Россия, столкнувшись с более серьезным противником, может повторить судьбу Российской империи в период Крымской войны.
Оценивая внешнеполитические результаты, можно сказать, что закончилась (заканчивается) эра однополярного мира. Действия России в Южной Осетии показали, что отныне вердикт правящей в США группировки не является непререкаемым и «не подлежащим обжалованию» приговором для той страны, чья политика идет вразрез с интересами Вашингтона. В связи с этим стоит отметить твердые и последовательные действия российской дипломатии в период операции российской армии по пресечению грузинской агрессии, чего на протяжении последних 20 лет, увы, не наблюдалось. Во времена Горбачева  — Шеварднадзе и Ельцина — Козырева Россия фактически предала всех своих старых союзников и, как показали последующие события, не приобрела новых.
Безусловным успехом Кремля и российской дипломатии стал саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), прошедший 28 августа 2008 г., на котором его участники (РФ, КНР, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия) поддержали усилия России по мирному урегулированию грузино-югоосетинского конфликта. Россия, решительно остановив агрессию режима Саакашвили, показала, что не считаться с ее позицией и ее интересами нельзя. Одновременно Россия продемонстрировала, что она вновь участвует в мировой политике в качестве великой державы.
На Западе сейчас устали угрожать России изоляцией. Это несерьезно по ряду причин. И не в последнюю очередь потому, что западный мир не так монолитен, как кажется, он носит в себе серьезные внутренние противоречия. «Старая» Европа (прежде всего, Германия, Франция, Испания), несмотря на союзнические отношения с Соединенными Штатами, всегда искала противовес американскому доминированию. Когда-то таким противовесом был СССР, по поводу распада которого в частных беседах высказывали сожаление многие европейские государственные деятели.  Сейчас таким противовесом может и должна стать Россия. При этом речь не идет о новой «холодной войне» и противостоянии — они не в интересах Запада, как не в интересах России. Уже к сентябрю в Европе возобладала более взвешенная позиция по отношению к югоосетинской военной кампании. В европейских СМИ появились материалы о разрушениях и жертвах в Южной Осетии в результате грузинской агрессии. Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штанмайер заявил, что германские эксперты могут начать расследование действий грузинской армии в отношении мирного населения Южной Осетии. Саммит ЕС, состоявшийся 1 сентября 2008 г. в Брюсселе, несмотря на предложения представителей стран Балтии и Польши о введении санкций против России, принял достаточно сдержанное решение о временном замораживании подписания нового договора о стратегическом сотрудничестве с РФ, хотя и подтвердил необходимость «соблюдения территориальной целостности Грузии».  Н.Саркози заявил о «деструктивных действиях режима Саакашвили, которые мешали усилиям Франции по урегулированию конфликта», а также о том, что «не может идти речи о противостоянии между ЕС и Россией». Российский министр иностранных дел С.Лавров со своей стороны подтвердил намерение РФ «искать возможности для переговоров с США».
Что касается стран «Большого Ближнего Востока», то позицию большинства арабских государств в отношении действий России в Южной Осетии можно оценить как сдержанно-нейтральную. Они не присоединились к антироссийской кампании на Западе и в то же время открыто не поддержали действия России. Такая реакция понятна, если учесть, что большая часть арабских стран экономически зависит от Запада и, прежде всего, от США.
Экономика Египта, например, во многом ориентируется на американскую помощь, которая достигает $ 2 млрд. в год. Большая часть этих денег идет на содержание и оснащение египетской армии, в том числе на материальное обеспечение египетских военнослужащих. Одновременно Египет становится главным партнером Франции по созданию Средиземноморского союза, который поспешно строит Н.Саркози.
Саудовская Аравия имеет давние экономические связи с Соединенными Штатами и является одним из главных американских поставщиков нефти. Правящая Саудовская династия зависит от американской военной и политической поддержки в противостоянии с усилившейся в последнее время внутри страны исламистской радикальной оппозицией.
Иордания традиционно ориентируется на политический курс США, в том числе,в плане американской борьбы с «международным терроризмом». В посольстве США в иорданской столице городе Аммане расположена одна из крупнейших штаб-квартир американских спецслужб.
Из стран Магриба Тунис и Марокко изначально проводили политику, ориентированную на Запад. Что касается Алжира, то с конца 90-х гг. его руководство также стремится к укреплению отношений с США. Вместе с тем между Россией и Алжиром в 2001 г. подписан договор о стратегическом партнерстве, в рамках которого осуществляется экономическое сотрудничество и работает совместная алжиро-российская группа по сотрудничеству в области борьбы с терроризмом и по вопросам безопасности.
США по договоренности с алжирским руководством создают в Алжире штаб-квартиру своих спецслужб, которые координируют деятельность с алжирскими спецслужбами. Вполне очевидно, что политика США в отношениях с Алжиром, как и со всем арабским миром, направлена в том числе на ослабление здесь российских позиций. Тем не менее, можно констатировать, что как среди «арабской улицы», так и в правящих элитах арабских стран есть достаточно значительные силы, которые приветствовали бы усиление позиций России на Арабском Востоке и в целом в мировой политике. Слово за Россией.
Из всех арабских стран прямую поддержку действиям России в Южной Осетии выразила только Сирия. Об этом высказался президент Сирии Башар Асад, заявив при этом о готовности Сирии к размещению на ее территории новейших российских ракетных комплексов «Искандер» в ответ на соглашение между США и Польшей о размещении на польской территории систем американской ПРО. Еще поддержку действиям России выразило палестинское движение ХАМАС, а также президент Ирана М. Ахмадинеджад. При этом иранский президент подверг критике действия сил НАТО в Афганистане, в результате которых гибнут мирные афганские жители (американская авиация в августе 2008 г. по ошибке нанесла удар по афганскому населенному пункту, в результате которого погибли около ста его жителей, в основном дети).
Израиль, как и следовало ожидать, занял проамериканскую позицию.  Наряду с Соединенными Штатами, рядом стран ЕС и Украиной Израиль был одним из основных поставщиков оружия режиму Саакашвили. В частности, беспилотники, самые современные средства связи, в т.ч. системы передачи информации, находившиеся на вооружении грузинской армии, были израильского производства. Небезынтересно, что министр обороны Грузии, по информации российской прессы, является также гражданином Израиля, а одним из военных советников режима Саакашвили был израильский генерал Адам, участник израильского вторжения в Ливан летом 2006 г.
Откровенная поддержка Соединенными Штатами режима Саакашвили имела своей главной целью ослабление позиций России и последующее ее выдавливание с Кавказа. В то же время США надеялись с помощью марионеточного режима Саакашвили решить проблему безопасных поставок нефти по нефтепроводу Баку – Тбилиси — Джейхан. Для этого грузинскому режиму оказывалась внушительная финансовая помощь, немалая часть которой в виде зарплаты и всяческих выплат оседала в карманах грузинского руководства. Как неоднократно отмечалось, в здании грузинского министерства обороны в Тбилиси целый этаж был отведен для американских военных. Грузинская армия оснащалась и вооружалась американским оружием, в ней находились многочисленные американские инструкторы, в стратегически важных районах Грузии создавались наблюдательные пункты, где находились американские военнослужащие. По некоторым данным, в случае успеха агрессии Саакашвили в Южной Осетии американские стратеги планировали начать военную операцию против Ирана с возможным нанесением удара по нему с территории Грузии. Некоторые аналитики говорят также о том, что израильское руководство через своих советников специально подталкивало М.Саакашвили к агрессии с тем, чтобы под ее прикрытием начать бомбардировки объектов в Иране.
Формирующаяся сейчас новая система международных отношений, характеризуемая концом эпохи однополярного мира и восстановлением роли России как великой державы, вызывает неоднозначную реакцию в мире и прежде всего в США. Москва не ищет конфронтации. России необходимы стабильные межгосударственные отношения с Соединенными Штатами и полнокровные контакты с американской стороной на всех уровнях. Тем не менее, исторически сложилось так, что Россия и США, вероятно, достаточно долго будут соперниками и в экономической, и в политической сферах. Американцами будут использоваться все средства для ослабления России.
***
Для усиления позиций в мире России потребуется очень серьезно подойти к решению своих внутренних проблем, которые никуда не исчезли. Это однобокая сырьевая ориентация российской экономики, огромный разрыв в доходах (по некоторым данным, в десятки раз) между обеспеченным меньшинством и неимущим большинством, чего нет ни в одной развитой (и не только) стране мира, коррумпированность значительной части чиновничьего аппарата.
Чрезвычайно важно для России найти и привлечь союзников. Специально подчеркнем: в качестве таковых могут рассматриваться многие страны Ближнего и Среднего Востока. Необходимы также активные дипломатические действия одновременно в Восточном и Западном полушариях, способствующие формированию более предсказуемого и уравновешенного мирового порядка, каким может быть только полицентрический мир.
В то же время России необходимо пересмотреть свой внешнеполитический курс, который до последнего времени характеризовался «прагматизмом». Такой курс, направленный на сиюминутную экономическую выгоду абсолютно бесперспективен и обрекает страну на роль аутсайдера в международной политике. Необходимо стратегическое видение перспектив мирового развития, определение зон своих национальных интересов, их продвижение и защита во всех регионах мира различными методами. Чрезвычайно важным направлением является нахождение и привлечение союзников России в мире (конфликт в Южной Осетии показал, что Россия практически не имеет союзников в Европе, за исключением Белоруссии). Необходимы также действия в направлении выстраивания или восстановления более предсказуемого и стабильного мирового порядка, в котором существует равновесие центров сил и нет доминирования и диктата одной сверхдержавы. В этом нуждается сегодняшний мир. Такой баланс сил с превалированием международного права и решений международных институтов, прежде всего ООН, будет являться гарантом стабильности в мире.

Оставьте Ваш комментарий о статье


Ваш комментарий


Аналитические записки

Сборник «Аналитические записки», приложение к журналу «Международная жизнь», предлагает читателю анализ ситуации в России и мире.

добавить на Яндекс



  наверх